michael101063 (michael101063) wrote,
michael101063
michael101063

Category:

Происхождение и основы шаманизма. часть 1.

Жезл шамана
Шаманство, как обрядовый ритуал существует уже много тысячелетий. Еще во времена палеолита существовали люди, являющиеся посредниками между миром нашей реальности и таинственным миром духов, известным нам лишь по мифам, а также удивительным путешествиям в сновидениях считается, что на ранних этапах развития человечества шаманство было известно в той или иной форме всем народам Земли.

Шаманизм - одно из наиболее распространенных мировоззрений на нашей Земле и, пожалуй, невозможно найти ни одного народа, в культурном наследии, религии и языке которого не сохранились бы отголоски шаманизма в том или ином виде. А в некоторых регионах шаманизм даже принял форму официальной религии. Так, одна из наиболее древних религий Тибета – Бон, представляет собой шаманизм, хотя и подвергшийся в дальнейшие века реформации и влиянию буддизма.

Исследования шаманизма западными учеными началось с 1720-х годов, когда антропологи и исследователи впервые столкнулись с эскимосскими шаманами в Гренландии. Затем и в других регионах, от Тибета до бассейна Амазонки были обнаружены племена, обращавшиеся за помощью к шаманам. Однако первыми с традиционными шаманами столкнулись в XVI – XVII веках священники и исследователи из Испании, Франции, России и Германии на просторах Америки и Сибири.

Первыми антропологами, изучавшими шаманов и шаманизм были Эдуард.Б.Тейлор, Эверард Ф. им Терн, Франц Боас, Венчеслав Сироскевский, Владимир Богораз, Владимир Йохельсон. В первой половине ХХ века шаманизм стал изучаться более углубленно. Фактически во всем западном мире включая Великобританию, США, Данию, Россию, Францию, Швейцарию и Австралию, наблюдался всплеск интереса к шаманизму. Замечательными работами в этой области отметились У.Хоуэллс, К.Расмуссен, С.Широкогоров, У.З.Парк, А.Метро, А.П.Элкин, К.Леви-Стросс и некоторые другие антропологи. К концу 1950-х  и началу 1960-х годов многочисленные исследования шаманизма и связанных с ними измененных состояний сознания буквально потрясли западную культуру и привели к созданию движения New Age.

Известный российский исследователь шаманизма В.Федоров долгие годы посвятил изучению шаманских практик у северных народов Сибири и пришел ко вполне определенному выводу. В своей книге «Тайны вуду и шаманизма» он пишет: « Шаманизм на нашей планете – явление универсальное, он пережил свои взлеты и закаты на всех континентах, был предтечей практически всех мировых религий и во многих концах земли благополучно здравствует до сих пор. Знакомясь с его проявлениями за тысячи и тысячи километров от Сибири, видишь и невольно удивляешься тому, как своеобразны и в то же время удивительно похожи ритуалы и обряды того же посвящения, приемы и методы лечения, формы «общения» с богами и духами, шаманские воззрения на строение мира».

Сходное мнение высказывают А.Нестерова и Н.Иванова, которые отмечают следующие особенности шаманизма: «Шаманизм – необычное и малоисследованное явление, связанное с непознанными глубинами психики. В ходе шаманского посвящения человек испытывает особые ощущения и получает доступ к совершенным знаниям. При этом он переживает такое чувство, будто этими знаниями обладал всегда.

Шаманские культы существовали во всех первобытных сообществах. Шаман являлся духовным вождем племени, выполняя функции целителя и защитника соплеменников от потусторонних сил… Но шаманизм представляет собой феномен не только примитивных культур: в современном цивилизованном обществе можно встретить людей, испытавших переживания, по описанию полностью совпадающие с видениями первобытных целителей во время транса».


Прямое применение шаманских практик встречается по всему миру, особенно среди коренных народов Австралии, Америки, Африки, севера и востока евроазиатского континента. При этом подмечено - чем ближе находится тот или иной народ к природе, тем более важной становится роль шамана и тем чаще обращаются к нему за помощью.

Маргарет Раньян Кастанеда подчеркивает эту интересную деталь: «Во всем мире существовали люди, занимавшиеся шаманством. Еще в эпоху палеолита магдаленовские (Maqdalenian) художники рисовали своих шаманов, одетых в бизоньи шкуры, на стенах пещер в Труа Фрере (Trois Freres). Потом были египетские фанатики грибов и африканские шаманы из Озимандийских эмиратов Судана. Шаманы и колдуны были везде. Словно эпидемия шаманство прокатилось по западной Евразии и Сибири, а затем пересекло Балтику и Тихий океан. Где бы ни росли магические растения, там же были и духи. На равнине Северной Америки рос пейот, в Оаксаке грибы, в Индии - загадочная сома, в Перу - айяхуаска, датура и Сан-Педро (дурман и кактус - авт.)».

Известный антрополог Карлос Кастанеда также высказывает свое мнение по поводу шаманизма, которым и оказались по своей сути методики и практики его учителя – индейского мага дона Хуана Матуса. Он пишет: «Работы по антропологии описывают шаманизм как систему верований, присущую некоторым туземным народам северной Азии, а также некоторым индейским племенам Северной Америки. Согласно шаманистским трактовкам, наш мир пронизан невидимым миром духовных сил предков. Силы эти бывают как добрыми, так и злыми. Тот, кто владеет шаманскими практиками, способен вызывать их и ими управлять, являясь промежуточным звеном между нашей обычной реальностью и сферой сверхъестественных сил.

Дон Хуан действительно был связующим звеном между реальностью мира повседневности и невидимым миром, который он называл не сферой сверхъестественного, а сферой второго внимания».
(«Искусство сновидения»).

Однако шаманство распространено не только на американском континенте. Оно пользуется тысячелетней популярностью у народов Севера Евразии, аборигенов Африки и Австралии. Шаманы и маги живут одновременно в двух мирах: мире обыденного осознания и мире магии, волшебства. Доступ к последнему, лежит через достижение измененных состояний сознания.

Собирательница эвенкийского фольклора кандидат филологических наук Г.Варламова отмечает: «…Этикет контакта с покровительствующими духами (разумом и многочисленными другими его формами) четко сохранился и теперь. Одна из последних форм общения эвенка с ними – это шаманство. Мой папа был шаманом. После его смерти я все больше вспоминаю, что говорил когда-то отец, как он объяснял отдельные случаи из своей и нашей общей жизни. Как он утверждал, в часы камлания он иногда путешествовал не по Земле, а по мирам.

Сейчас я все больше уверена, что шаманство не мракобесие и не фантазии человека, в процессе камлания иногда входящего в транс, а что-то гораздо более удивительное и сложное, непонятное современному человеку».


Обычный человек также способен спонтанно достигать таких состояний во время сильного стресса или болезни, после приема сильнодействующих лекарств, во время сильного опьянения. Однако шаманы используют этот дар вполне осознанно, а наиболее развитые из них - способны достигать в энергетическом теле любых реальностей доступных человеческому восприятию.

«Мы живем в привычной нам реальности, но она далеко не единственная». - пишет Ю.Земун и добавляет: «Именно поэтому в нашем мире существуют сказки и само понятие волшебства. Скажете это просто фантазии? Но ведь в каждой сказке содержится лишь доля сказки, не так ли?

Ничто не растет на пустом месте. Не только эзотерики, но и ученые согласятся с тем, что существует невербальная связь всего со всем: не только между людьми, но и между людьми и окружающим пространством. Именно в этом прозрении заключается основа практического шаманизма, который известен всем народам на всех континентах. Шаманы могут делать «невозможное»: говорить с дикими животными, так как те их прекрасно понимают и слушаются, управлять погодой и даже разжигать вулканы и вызывать землетрясения. Не все и не каждый день, но все-таки могут».


michael101063 ©
Tags: Варламова, Земун, Кастанеда, Расмуссен, Федотов, измененные состояния сознания, шаманизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments