michael101063 (michael101063) wrote,
michael101063
michael101063

Categories:

Измененные состояния сознания в шаманизме. часть 1.

Шаманы1
В большинстве практик для «входа» в состояние шаманского транса используются ритуальные танцы под звуки погремушек и шаманского бубна. По существу этот бубен своими монотонными звуками и открывает «врата» для доступа сознания шамана в другие пространственно-временные реальности. Но иногда в дополнении к этим средствам шаманы используют определенные грибы и «растения силы» в качестве галлюциногенов.

Однако этот «подготовительный» уровень проходят во время своего обучения и все маги. Вот как описывал этот начальный период своего обучения К.Кастанеда: «Дон Хуан использовал три вида галлюциногенных растений, каждый в отдельности и в зависимости от обстоятельств: пейот (lophophora williamsii), дурман (datura inoxia, или d. meteloides) и гриб (по всей вероятности, psilocybe mexicana). Галлюциногенные свойства этих растений были известны индейцам задолго до появления европейцев. У индейцев они находят сообразно свойствам, различное применение: их используют при лечении, при колдовстве, для достижения экстатических состояний или, скажем просто ради удовольствия. В контексте же учения дона Хуана употребление дурмана и гриба связывается с приобретением особой силы, мудрости, или, проще говоря, знания того, как следует жить.

Для дона Хуана ценность растений определялась их способностью вызывать поток необычного восприятия. С их помощью он вводил меня в переживание этого потока с целью раскрытия мира магии, удостоверения его реальности и адекватной его оценки. Я назвал этот поток переживаний «состояниями необычной реальности», т.е. такой реальности, которая отличается от повседневной. Их различие определяется самой природой этих состояний, которые в контексте учения дона Хуана расцениваются как соответствующие реальности, хотя их реальность крайне далека от обычной.

Дон Хуан считал, что переживание необычной реальности - единственный способ практического освоения магии и приобретения силы. По его убеждению именно этой главной цели подчинены все прочие компоненты учения».
(«Учение дона Хуана»).

В целях достижения «видения» индейские шаманы после ритуального очищения в индейской «парной» отправляются в пустынную местность для поста, молитв, курения священного табака и медитации в ожидании транса, яркого сновидения или других феноменов, связанных с «состояниями необычной реальности». В отдельных племенах для этой цели (как уже было отмечено) используются галлюциногенные растения.

Используют в своих практиках шаманы и маги также определенные «предметы силы», сила которых зависит от количества жизненной энергии мага и шамана. Однако удивительные путешествия в другие реальности шаманы осуществляют благодаря своим «союзникам».

Конечно, все эти шаманские «путешествия» можно было бы считать «плодом воспаленного воображения» если бы не одна интересная деталь - поразительная эффективность шаманства в качестве ясновидческих и целительных эффектов. Измененные состояния сознания позволяют восприятию человека выйти за рамки обычных пяти чувств, вот почему шаманы оказываются способны воспринимать другие миры.

В.Чернобров дает по этому поводу следующее объяснение: «Камлание - священный шаманский ритуал, во время которого шаманы в тонком теле совершают путешествие по воображаемой реке Энгдекит с целью встречи с душой новорожденного, проводов души умершего или поисков души заболевшего. Методика камлания почти не претерпела изменений за тысячи лет применения на практике, лишь в ХХ-ом веке этот ритуал несколько утратил свое прежнее значение... Методика проведения камлания и последовательного путешествия по священной реке во многом напоминает известную пока лишь теоретически последовательность перемещения во Времени с посещением многовариантного Будущего и одновариантного Прошлого».

Здесь сразу же напрашивается аналогия между священной рекой шаманов и «рекой времени» (временным потоком), описанной в научно-популярной литературе, а также во многих произведениях фантастов. Может быть, шаманские путешествия в измененном состоянии сознания не просто напоминают, а как раз и являются полноценными путешествиями во времени и перемещениями в параллельные реальности посредством «тонкого тела»?

И эти путешествия сознания в иные реальности зачастую учат шаманов целительству, способствуют набору магической силы, позволяют заглянуть в прошлое и будущее, получать информацию, уровень которой был бы недоступен в «состоянии обыденного осознания». Поэтому шаман - это «человек силы» и за своей силой и знанием он совершает путешествия в другие реальности.

Так, одна из представительниц российской «ветви» шаманизма А.Слободова утверждает: «В чем главная мистическая способность шамана? Он может по своему желанию посещать Небеса и Подземное царство, то есть уходить в другие миры. Это называется шаманским путешествием. Шаман проходит определенную трансформацию и открывает для себя безграничную поддержку и любовь во Вселенной. И эту космическую любовь он чувствует и в повседневной жизни. Недаром сибирские шаманы постоянно повторяют, что все на свете - живое, надо только уметь уловить это. Интерес к шаманизму велик во всем мире. Что привлекает людей в древних обычаях? Дело в том, что шаманы интуитивно воспринимают мир, могут жить в максимальном слиянии с природой, в гармонии с ней. Мы же сейчас практически полностью отгорожены от мира. Мы сами «перекрываем» себе питание естественной энергией природы».

Сверхчувственное восприятие обладает целым рядом преимуществ по сравнению с обычным восприятием. Например, известный немецкий мистик XYII-го века Яков Беме был потрясен раскрытием у себя подобного дара: «Дверь открылась передо мной, и уже через четверть часа я увидел и узнал больше, чем если бы узнал это за многие годы учебы в университете».


Не случайно многие исследователи считают, что наше тело обладает поразительными способностями, многие из которых лежат не только за границей нашего обычного восприятия, но и за рамками классической физики. Так, Юрате отмечает в подтверждение этого факта: «Много существует феноменов, лежащих за пределами наших пяти чувств, таких как ритмическое изменение влажности, свет и температура, гравитация, атмосферное давление, течение времени, ионизация, магнитные и электрические поля, планетарное, лунное, солнечное и звездное влияния, космические излучения и др. Человеческий организм испытывает воздействие многих факторов, приходящих извне. Мы получаем постоянный поток внешней информации, большая часть которой идет по каналам совершенно иной системы, чем наши чувства, то есть функции наших чувств... сокращают воздействие внешнего стимула».

Действительно наши глаза и уши воспринимают только маленькую часть окружающих нас вибраций. И дело здесь как раз в уровне развития сознания. Еще философ Г.Бренсон считал мозг органом ограничения, главной функцией которого является «фильтрация» информации поступающей к нам через каналы восприятия. Иными словами мы можем воспринимать лишь то, что нам позволяет воспринять наше сознание. И если его «расширить», «очистить» от довлеющих над ним общепринятых догм и заблуждений, то уровень восприятия окружающей нас действительности, несомненно, улучшиться, а наша картина восприятии окружающего мира приблизится к действительному уровню реальности.
Согласен с этим мнением и летчик-философ Р.Бах. Так, он пишет: «Реальность не имеет ни чего общего с видимостью, с тем, что открывается нашему ограниченному восприятию. Реальность - это воплощенная любовь, чистая в своем совершенстве, не стесненная пространством и временем». («Единственная»).

Отличает окружающую нас реальность, от ее интерпретации нашими чувствами и В.Сафонов: «Мы привыкли думать, что наши чувства отражают объективную реальность. Это сложнейшая проблема, прямо связанная с мировоззрением людей всех уровней развития интеллекта. Но всегда ли наши органы, воспринимающие информацию извне, отражают объективную реальность? Вот тут-то и возникает необходимость в массе оговорок. Необходимо, например, чтобы эти органы были здоровы, нельзя также упускать из виду возможность возникновения метеорологических фантомов вроде солнечных гало, миражей и т.п. К тому же любое, даже неприметное врачам, отклонение в психике человека искажает картину мира, делая ее кривым отражением, как в известной сказке Андерсона о троллях, показывающих своим жертвам мир в искаженном виде.

Следовательно, попытка охватить проблему реального и нереального восприятия мира имеет весьма мало шансов на успех, но попытаться все-таки необходимо».


Подобного мнения придерживался и учитель К.Кастанеды - индейский маг дон Хуан Матус, который целенаправленно работал над раскрепощением восприятия своих учеников, вводя их в такой непохожий на обыденную реальность мир магии и обучая их непосредственному восприятию энергии Вселенной, которую он называл «эманациями Орла»:
« - Итак, первая истина: мир таков, каким он выглядит, но в то же время он таковым не является, - продолжал дон Хуан. - Он не настолько плотен и реален, как мы привыкли считать, основываясь на своем восприятии, но в то же время он не является и миражом. Мир не иллюзорен, как иногда утверждают, он вполне реален. Но в то же время он и нереален. Обрати на это особое внимание. Тут недостаточно просто принять к сведению, тут необходимо понимание. Мы воспринимаем нечто. Это - точно установленный факт. Но то, что именно мы воспринимаем, не относится к числу фактов столь же однозначно установленных. Ибо мы обучаемся тому, что и как воспринимать.

Имеется нечто, воздействующее на наши органы чувств. Это - та часть, которая реальна. Нереальная же часть суть то, что нам говорят об этом нечто наши органы чувств. Рассмотрим, к примеру, гору. Наши органы чувств говорят нам, что она - объект. Она имеет размер, цвет, форму. Мы даже подразделяем горы на вполне определенные категории. И здесь все верно, за исключением одной детали. Нам никогда не приходит в голову, что роль наших органов чувств весьма поверхностна. Способ, которым они воспринимают, обусловлен особым свойством нашего осознания. Именно это свойство заставляет их работать так, а не иначе...

- Термин «мир», - продолжал он, - я использую, чтобы обозначить все то, что нас окружает. У меня, разумеется, есть более удачный термин, но для тебя он будет совершенно непостижим. Видящие утверждают, что мир объектов существует лишь постольку, поскольку наше осознание делает его таковым. В реальности же есть лишь эманации Орла - текучие, вечно меняющиеся, и в то же время неизменные, вечные»
. («Огонь изнутри»).

michael101063 ©
Tags: Бренсон, Кастанеда, Сафонов, Слободова, Чернобров, восприятие, измененные состояния сознания, шаманизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments