michael101063 (michael101063) wrote,
michael101063
michael101063

Categories:

Шаманы и волхвы

Волхв
Шаманы - это те же самые колдуны, знахари, рассказы о которых известны нам с детства. Это те же самые волхвы и волшебники известные нам из сказок. Подтверждение этому можно найти и у М.Харнера, профессора антропологии: «Шаманы - мы в своем «цивилизованном» мире зовем их «колдунами» и «знахарями» - это хранители замечательных древнейших приемов лечения и предотвращения болезней, которыми они пользуются, чтобы помогать себе и своим соплеменникам. Методы шаманов удивительно похожи во всем мире, даже у народов с совершенно различными культурами, разделенных на протяжении десятков тысячелетий морями и материками...

Шаман - это человек (мужчина или женщина), который может по своему желанию приходить в измененное состояние сознания, тем самым соприкасаясь со скрытой реальностью и используя ее для того, чтобы приобрести знания, силу и помочь другим людям. У каждого шамана есть по крайней мере один «дух» (как правило их много), который служит лично ему».

Здесь можно найти вполне определенное указание на то, что шаманизм является лишь первой ступенью (хотя и достаточно развитой) магического искусства. По существу шаман - это человек, использующий для различных парапсихологических феноменов магическую силу «духов» - своих «союзников». Развитые маги уже не прибегают к помощи «союзников», ибо доводят до совершенства искусство управления своими энергетическими телами и внутренними «спиралями» энергии.

Тем не менее, народы, использующие шаманскую традицию, не ставят знака равенства между шаманами и колдунами. Главное различие между ними состоит в том, что колдуны могут не только лечить болезни, но и наоборот, становиться их причиной, а также причинять много другого зла людям. Вот, например, какие определения дает исследователь шаманизма американских индейцев Ю.Стукалин: «Шаман – Человек, наделенный (избранный) духом-покровителем сверхъестественными способностями (Силой), применяемыми во благо других людей и себя. Воспользоваться данными способностями шаман может, установив связь со своим духом-покровителем, выполняя предписанные церемонии и ритуалы, нанося на тело особую раскраску, а также благодаря наличию определенных амулетов. Шаман может передать Силу другому человеку с ведома и согласия своего духа-покровителя.

Колдун – человек, наделенный (избранный) духом-покровителем сверхъестественными способностями (Силой), применяемыми им в целях удовлетворения своих низменных потребностей и во зло другим людям. Колдун, как и шаман, может воспользоваться данными способностями, устанавливая связь со своим духом покровителем посредством выполнения предписанной церемонии. Методы колдунов в некоторых случаях отличаются от методов шаманов. Колдун может передать Силу другому человеку с ведома и согласия своего духа-покровителя».

Шаманство является основой или фундаментом любого магического искусства. Именно на нем основана вся народная магия. Еще во времена язычества на Руси существовало сословие волхвов, которые могли исцелять от болезней, заглядывать в будущее, повелевать силами природы. Они же занимались и изготовлением оберегов, которые нашли большое применение в народной магии.

Религия древних славян, по мнению известного историка и этнографа Н.Костомарова: «состояла в обожании природы, в признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней природы, в поклонении солнцу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням... Верили они также в волшебство, т.е. в знание тайной силы вещей, и питали большое уважение к волхвам и волхвицам, которых считали обладателями такого знания... В особенности была велика вера в тайное могущество слова, и такая вера выражалась во множестве заговоров, уцелевших до сих пор у народа».

Это доказывает, что среди волхвов были и женщины, которых впоследствии стали называть «ведуньями», «ведьмами» от слова «ведать», т.е. знать. По этой же причине волхвов мужского рода стали называть ведунами и знахарями. Между тем в древности волхвы обладали в культуре славян достаточным могуществом и авторитетом среди простого народа. Зачастую и всесильные князья не гнушались обращаться советом к волхвам, особенно перед долгими походами в чужие земли. Вспомним: известное нам с детства четверостишие А.Пушкина :

Волхвы не боятся могучих владык
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Не случайно до сих пор в сельской местности не редкость люди, обладающие колдовским даром. Тем не менее, между ведуньями и ведунами еще в среде волхвов существовала определенная специализация. Если мужчины-волхвы занимались, в основном, общественными магическими действиями (военная магия, магия стихий, обряды плодородия, предсказания судьбы рода, страны), то женщины-ведуньи больше уделяли внимание магии домашнего очага, гаданию о личной судьбе, растительной лечебной магии. Подобное деление или специализация существовала и у других народов.

Большим авторитетом пользовались шаманы у народов Севера России, а также у американских индейцев. К ним обращались в случае болезни, для поиска пропавших людей и вещей, для защиты от колдовства, для воздействия на погоду и предсказания судьбы, а также во многих других случаях. Вот, что по этому поводу пишет Ю.Стукалин: «Шаман во все времена имел большое значение в индейском сообществе. Индейцы убеждены, что человек не властелин вселенной, а лишь ее составная часть. Силы, окружающие его, могут влиять на дела людей, и, пока все пребывает в гармонии, они не беспокоят их. Потому жизненно важный для сообщества контакт со сверхъестественными Силами, достигаемый посредством специальных техник, всегда был центральной идеей шаманизма. Индейцы полагали, что человеку постоянно – от рождения до смерти – требуется сверхъестественная помощь, иначе в одиночку человек не может рассчитывать на успех в жизни. Другие люди не способны помочь ему в сложных жизненных ситуациях – это могут только Высшие Силы, и связующим звеном между миром людей и миром духов, как правило, становился шаман».

Однако, как это уже было отмечено, нельзя ставить однозначного знака равенства между колдунами и шаманами, поскольку, хотя и те, и другие находятся на начальных ступенях развития магического искусства, все же, между ними существует еще одно характерное различие. Вот, например, что об этом различии пишет сибирский исследователь шаманизма В.Федоров: «…колдун – это еще не шаман. Как мы уже говорили, первый может общаться с духами, в том числе и самыми великими и грозными, управлять некоторыми из них, приносить жертвы вплоть до человеческих, и даже «впускать» духов в свое собственное тело, временно преображаясь в них. Но при всем своем могуществе колдун не в силах лично отправиться в путешествие в мир мертвых, спуститься в преисподнюю к властителям зла или воспарить в верхние ярусы небес к главным божествам. И не просто переместиться туда в пространстве и времени, а испольнить определенную активную миссию. Как только колдун научиться это делать, он перемещается на ступеньку выше в оккультной иерархии и становится шаманом».

Следовательно, шаман – это колдун, научившийся путешествовать в другие пространства и времена. В чем же состоит секрет обучения таким путешествиям?

Одной из главных основ шаманства является использование шаманом измененных состояний сознания в процессе своих магических действий. Однако, как отмечает Элиаде: «Не всякий человек, впадающий в экстаз, может быть признан шаманом; для шамана характерен транс, в котором его душа покидает тело и возносится на небеса или нисходит в преисподнюю».

Этот транс позволяет шаману путешествовать в другие миры, в особенности в Преисподнюю. Харнер отмечает, что все, что происходит с шаманом во время путешествий в другие реальности напоминает сны, но только сны наяву, в которых он способен контролировать свои действия и управлять ходом событий. Подобное же состояние сознания К.Кастанеда называл «сновидением наяву» и оно имеет определенную связь с осознанными сновидениями.

К.Медоуз подчеркивает по этому поводу: «Шаманы - это мужчины и женщины, чье осознание и восприятие реальности выходит за рамки «обычного» мира, который большинство из нас считает единственным и неизменным. Они не только знают о существовании других измерений бытия, но способны входить туда и накапливать опыт восприятия»

michael101063 ©
.
Tags: Кастанеда, Костомаров, Медоуз, Харнер, Элиаде, волхвы, измененные состояния сознания, шаманизм, шаманы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments