michael101063 (michael101063) wrote,
michael101063
michael101063

Теоретические основы Тай-цзи цюань.


Тай-цзи цюань является уникальным видом боевых искусств, позволяющим  не только восстанавливать здоровье, но и использовать силу противника  против него самого. Вот почему в его основе лежат практики управления внутренней энергией, а не силовые тренировки. Именно эти практики позволяют эффективно наращивать  боевую мощь людям, не обладающим изначально большой физической силой.  Но не менее интересными являются и теоретические основы  этого искусства, истоки которых находятся в даосизме.

Вот что о них можно прочесть в книге мастера Вон Кью-Кит под названием "Тай-цзи цюань.  Полное руководство по теории и практике":  "Теоретическая основа тай-цзи цюань отличается большим разнообразием.  Не многочисленные постулаты часто записаны поэтическим языком и вполне применимы не только в боевом аспекте и в качестве средства для укрепления/развития силы, но могут служить и руководством в повседневной жизни.   Хорошим примером вышесказанного может служить принцип, опирающийся на четыре аспекта, составляющих силу: отделение реального от иллюзорного; правильное дыхание; использование разума, а не грубой силы; спокойствие и отсутствие напряженности при активных действиях.


Даже поверхностное знакомство с теоретическими положениями тай-цзи позволяет
судить о глубинах философии этого искусства.  В большинстве боевых единоборств упор
делается на чисто механическое силовое воздействие на противника.  В таких школах для
повышения выносливости или силы удара кулаком прыгают через скакалку и ставят удар на
мешке с песком.  В тай-цзи цюань такие методы тренировки, как работа с мешком, прыгание
через скакалку или бег, не приветствуются не только потому, что они слишком примитивны,
но и вследствие того, что они попросту сводят на нет бойцовские качества мастера тай-цзи.
Подобные грубые методы дают лишь кажущийся, но не истинный результат в увеличении
силы удара и повышении выносливости.


Мешки с песком помогают сделать кулак твердым, а это не имеет ничего общего с
увеличением ударной мощи.   Жесткий мозолистый кулак ослабит боль при разбивании
кирпичей, но никак не увеличит силу удара.   Повышение ударной мощи является результатом
количества и качества осуществленных во время тренировки ударов, но никак не следствием
многочисленных контактов кулака с мешком.   Таким образом, удары по воображаемой цели
(сиречь в воздух) принесут намного больше пользы, чем «избиение» мешка.   В последнем
случае сила и скорость удара будут инстинктивно занижаться, так как тело испытывает боль при контакте с жесткой поверхностью.  Нежелание многих мастеров боевых искусств понять  эту простую истину является примером того, как желаемое (иллюзорное) принимается за  действительное.  Такого рода техника удара опирается на законы чистой механики, а ее мощь зависит от силы инерции и, что не менее важно, от того, смогут ли костяшки кулака избежать перелома.  Намного эффективнее ударная техника с использованием внутренней силы, которая напоминает своего рода электричество.  В последнем случае ваш кулак перестанет служить в качестве костяной колотушки, а станет проводником вашей внутренней энергии к телу оппонента. Когда боец контролирует свое дыхание, имеет ясную голову, остается спокойным и раскрепощенным, увеличивается не только его внутренняя сила, воплощенная в ударе, но и все остальные характеристики, необходимые в единоборстве.
С той же степенью скептицизма мастера тай-цзи цюань относятся к прыжкам через
скакалку и бегу на тренажере.  Так же как в случае отработки ударов на мешке, эти методы
тренировки свидетельствуют о нежелании отделить истинное от воображаемого.
Выносливость, полученная путем такой тренировки, будет не более чем иллюзией, так как
вместо того, чтобы контролировать дыхание посредством своего разума, вы начнете
задыхаться и волей-неволей придется сделать передышку, чтобы компенсировать недостаток
кислорода.  Вашему сердцу также придется работать в условиях перегрузки, что не только
пагубно скажется на вашей способности рассуждать в бою трезво и адекватно реагировать на действия противника, но, возможно, в будущем, которого вы не можете предвидеть,
причинит немало хлопот здоровью.  Методы тай-цзи цюань помогут избежать подобных
неприятностей...


Задумывались ли вы когда-нибудь о происхождении самого названия тай-цзи цюань, о
том, почему эффективное боевое искусство повсеместно используется для поддержания
здоровья, в чем причина плавности и «текучести» его основных движений и почему так мало
учеников достигают истинного мастерства?  Ответы на эти и другие вопросы кроются в
понимании основополагающей концепции инь — ян.
Для европейцев концепция инь — ян  является наиболее известным положением
восточной философии.  В то же время можно с уверенностью сказать, что ее трактовка далека от истинной в восприятии не только людей Запада, но и многих китайцев!  Например, многие  ученые полагают, что инь и ян представляют положительное и отрицательное, мужское и  женское начала, первозданные силы вселенной или основные элементы, формирующие космос.  Несмотря на авторитетность подобной интерпретации, с ней нельзя согласиться.  Сами по себе инь и ян не являются ни силами, ни элементами; это символы, которые меняют  свое значение в зависимости от контекста.  Именно в таком понимании инь и ян могут символизировать силы и элементы, но не являются ими по определению.
Проявления инь и ян многообразны; проще всего представить их как два противоположных, но взаимодополняющих аспекта всего сущего, будь то объект, процесс или идея.   Например, когда мы смотрим вверх, на небо, понятия «верха» и «неба» обретают смысл лишь в контексте соответственно «низа» и «земли».  Наше концептуальное восприятие  подсознательно, но это не меняет суть вещей.  Иными словами, понятия «верх» и «небо»,  «низ» и «земля» прямо противоположны, но дополняют друг друга, исключая возможность независимого восприятия. «Верх» предполагает наличие «низа», «небо» — «земли», и наоборот.   В глубинах космоса, где понятия «верха» и «низа» бессмысленны, подобная концепция оказалась бы несостоятельной.  В нашем примере роль ян соотносится с «верхом»  и «небом», а инь — с «низом» и «землей».
Небо, представляющее в нашем примере ян, можно, в свою очередь, рассмотреть само
по себе.  Покрытое облаками, сумрачное небо, по сравнению с безоблачным, ассоциируется с
инь.  В то же время сумрачное небо в дневное время, несомненно, превратится в ян, по
сравнению с ночным небосводом.  Именно в этом и состоит родственность и единство
понятий ян и инь.  Инь и ян являются двумя аспектами холизма, или «философии целостности».  Их союз  обычно изображают в виде символа Тай-цзи.   Чаще всего термин «тай-цзи» переводят как «космос».   Обратите внимание на то, что символ симметричен со всех сторон.  Его изображение наглядно показывает противоположность и единство инь — ян. Заметим,  что инь начинается там, где ян достигает своего апогея, и наоборот".

Кстати, именно символ Тай-цзи хорошо известен в Европе как символ инь и ян.  На самом деле он является лишь графическим выражением этой концепции,  показывающей что в любом аспекте реальности есть зародыш его противоположности.  При этом, каждая из пар противоположностей является "зеркальным" отражением друг друга.  Гармония достигается  равновесием энергий инь и ян и возможностью их взаимного перехода друг в друга.  И именно таким образом  "мягкий" стиль  Тай-цзи цюань обращает грубую силу противника против него самого.  Вот как раз такой подход и является эффективным средством прекращения любой агрессии.


michael101063 ©
Tags: боевые искусства, эзотерика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments