michael101063 (michael101063) wrote,
michael101063
michael101063

Categories:

Превратится ли человек в машину?

Партия с киборгом
Одной из характерной тенденции технократического развития является постепенное превращение человека в машину, в киборга. Профессор Г.Дульнев высказывает по этому поводу достаточно интересную мысль: «Конец ХХ века ознаменовался значительными достижениями в области научно-технического прогресса. Такие понятия, как «лазерная пушка», «компьютеризация», «клонирование», перестали ассоциироваться с фантастическими фильмами. В то же время наблюдается поразительная деградация нравственных, идеологических установок. Мир, находящийся на грани экологической и духовной катастрофы, продолжает жить в каком-то бешеном ритме, словно нарочно приближая свой конец. Человек же в этом мире – некая биологическая машина, приводимая в движение звериными инстинктами. Насаждается и превозносится на все лады индивидуализм (не индивидуальность!), эгоистичность, выживание наиболее приспособленных. Такие высшие ценности, как любовь, духовность, стремление к справедливости, эстетика, сдаются в архив. Утеряна гармония человека и природы, гармония, на которую человечество опиралось не одно тысячелетие».

Человек постепенно превращается в некую бездумную машину и многие действия начинает совершать в автоматическом режиме: пробуждение, завтрак, следование на работу, работа (с такого по такой час), прерываемая перерывом на обед, возвращение домой, покупки в магазинах, ужин, телевизор или компьютер, сон. Не случайно доктор экономических наук Ю.В.Яковец называет нашу цивилизацию обреченной и технократически-поляризованной. Еще один ученый – В.Бондаренко – считает самым важным выводом исследований ближайшего будущего человечества тот факт, что «...если целью развития социально-экономической системы будет не человек, то неизбежен тупиковый вариант, и, скорее всего, глобальный кризис с катастрофическими последствиями».

В технократическом обществе даже мысли человека порабощены рамками и условностями этого мира, который, по мнению В.Мегре, может существовать только при условии ликвидации свободы мысли. А без свободы мысли не может быть свободы личности. При этом В.Мегре приводит следующие данные, взяв за основу длительность человеческой жизни в 62 года (587928 часов): 22 года жизни уходит на сон; 7 лет на приготовление и прием пищи; 10 лет уходит на непрерывную трудовую деятельность; еще 8 лет – на компьютерные игры и просмотр телепередач. Большую часть оставшегося времени мысль человека занята обдумыванием текущих проблем, связанных с существованием в технократическом мире.

По существу, у человека почти не остается времени на осознание одной простой вещи: изначально человек рождается свободной личностью и только под воздействием окружающей его культурной среды технократического общества постепенно превращается в придаток созданных им же самим технических устройств: «Именно машина перевернула хозяйственный прогресс, заменив человека, дополнив человека, усилив человека, изменив человека. Трудящийся человек стал другим трудящимся человеком, мало того, он стал человеком, не пользующимся просто природой, а воистину в нее вгрызающимся, ее переделывающим, создающим уже громадную неприроду. Машина – джин, но и применение машины тоже джин, – и как тут остановиться, в особенности, когда машина сошлась с экономикой (со стоимостью), точнее экономика (и стоимость) сошлась с машиной. Отрыв от природы пошел по экспоненте. Тут уже никакой коэволюции. Да и человек подчинился машине, ибо от машины теперь зависела его жизнь. Так что дело вовсе не в том, что человек стал придатком машины, а в том, что жизнь человека вообще определялась жизнью машины. А это куда серьезнее». (Ю.Осипов).

Сходное мнение высказывает Л.Проурзин: «Экономика породила экологические проблемы биосферы Земли. По всей видимости, эти проблемы уже не могут быть решены без новых теорий и новых методологических подходов к научной деятельности. Новые виды экономической деятельности породили глобальные социальные проблемы, приводящие к деградации человека».

Подобные высказывания среди ученых отнюдь не единичны. Так, можно привести мнение Г.Бичева, еще одного исследователя, который подчеркивает: «Как мы знаем, доведенное до автоматизма воспроизводство общественного продукта и быта людей не требует от них напряженной мыслительной деятельности. Следовательно, процесс развития личности (развитие мышления) затормаживается, что само по себе уже является преступлением по законам природы – космоса... Значит, развитие цивилизации по такой схеме – это бомба замедленного действия, и чем дольше будет этот процесс, тем более неизбежным и тотальным будет ее конец».

О тупике, в который нас привела технократическая западная цивилизация, превратив свободного человека в рабов машин, писал еще в середине ХХ века В.Шубарт. Он предостерегал от недальновидных попыток создания общества материального благосостояния: «Неудачна и попытка установления земного царствия всеобщего благосостояния. Никогда еще не было культуры, подобной прометеевской, которая бы с такой энергией и односторонностью стремилась достичь чувственных удовольствий и простого материального счастья, презирая заботу о спасении души, и никогда еще не было культуры, которая сделала бы людей столь несчастными и бедными, как эта. Для того чтобы достичь свою цель, современный человек создал себе над естественным порядком вещей странный, искусственный «мир-эрзац», который мы называем современной цивилизацией. Начиная это дело, он был полон чувства огромной силы. Но чем дальше шла механизация, тем больше росло недовольство культурой. Уже в основе романтики, в первой попытке вступить в мировой спор с машиной, лежит предчувствие, что Европа стоит на ложном пути...

Необычность новой жизненной силы сообщает человеку щемящее чувство отсутствия свободы и страха. Он чувствует себя побежденным тем техническим аппаратом и организациями, которые он сам создал... Еще сто лет тому назад человек мечтал, что машина будет ему так же служить, как раб – античному человеку, освобождая его для благородного духовного творчества. Но несмотря на то, что мы сегодня тратим меньше времени на многие из жизненных надобностей, чем наши предки, нам все же остается меньше времени на нас самих. Мы больше не являемся господами всего процесса. Мир машин захватывает нас в свой собственный ритм, не совпадающий с органическим ритмом, и гонит нас сквозь жизнь».


О вреде влияния на нашу цивилизацию всевозможных технических «костылей» предостерегали также Д.Андреев, К.Кастанеда и ученые-космисты. А вот какую характеристику дает современному технократическому пути развития Г.Бичев: «Современные ученые располагают уникальными приборами, однако, при решении каждой отдельной, более углубленной задачи им приходится создавать новые технические средства, что значительно затягивает во времени получение результатов и знаний и не дает комплексности в их взаимосвязях, так как эти результаты узко детализированы и обособлены.

Наша цивилизация пошла по длинному пути – через техническое развитие общества, которое в конечном итоге объяснит нам, что путь все равно идет через развитие каждой личности в отдельности. А некоторые древние мыслители – впоследствии основатели религий – нашли пути короче: через интенсивную эволюцию и развитие своих физических и энергетических форм. Это и дало им возможность на многие тысячелетия определить общий уровень развития и сформировать тактические цели и стратегические направления для духовного развития каждого индивидуума и человечества в целом.

Таким образом, можно говорить о том, что современная цивилизация ограничила свое развитие в рамках совершенствования пяти органов чувств человека в основном за счет технического их оснащения. Это сдерживает возможности в получении информации и имеет серьезные, пока еще не устраненные недостатки, которые значительно тормозят физическое, интеллектуальное и духовное развитие основной массы общества».


К не менее тревожным выводам в отношении нынешнего состояния нашей цивилизации приходит и академик РАЕН, профессор Э.А.Азроянц: «Человечество на протяжении всей своей истории строило искусственную среду своего обитания. Наиболее впечатляющие результаты получены в последние два – три столетия. Эти успехи базируются на мировоззренческой парадигме, впитавшей в себя идеи Возрождения, Реформации и Просвещения. Этот рукотворный мир индивидуален и рационален, секуляризован и обезбожен, агрессивен по отношению к природной среде. По мере ускорения научно-технического прогресса и роста масштаба производственной деятельности человек становится все более зависимым от этого искусственного мира. Он уже не в состоянии обойтись без него, а упомянутые процессы становятся необратимыми.

Человек начинает понимать, что созданная им техносфера в корне меняет среду обитания и выводит ее на критический уровень, с неизвестными последствиями для самого человека. Кроме того, растущая зависимость индивида от общества входит в противоречие с общепризнанными мировоззренческими ценностями, такими, как индивидуализм и рационализм, свобода, равенство, братство. Остававшийся долгое время автономным, внутренний мир человека теперь столкнулся с нарастающими атаками информационных технологий.

Таким образом, техносфера, представляя собой агрессивную среду, активно вторгающуюся и изменяющую внешнюю (природную) среду и внутренний мир человека, превратилась в определенную угрозу для человечества как биологического вида...»


В общей сложности среднестатистический человек, по данным В.Мегре, думает над природой мироздания и роли в нем человечества 15 - 20 минут за свою жизнь. Такой неестественный отрыв от ритмов и циклов природы, переход на более ускоренный ритм жизни мира машин негативно сказывается на физическом и психическом здоровье людей. И хотя гипотетически человек обладает еще определенной степенью свободы выбора, но с увеличением уровня автоматизации, его жизнь становится все более «регламентированной» и предсказуемой.

Созданные человеком технические устройства стали оказывать на него самого негативное влияние. Мы оказались в мире, окруженном техногенными электромагнитными полями и повышенным радиоактивным фоном. Посредством технических устройств человек начал экспансию против окружающей природы. В результате на нашей планете ежегодно сокращается количество особей и видов, как в растительном, так и в животном царстве.

michael101063 ©

Tags: Бичев, Бондаренко, Дульнев, Мегре, Осипов, Проурзин, Яковец, футурология, экология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments