michael101063 (michael101063) wrote,
michael101063
michael101063

Новый взгляд на структуру времени. часть 2.

Utro.UA - Фото - Забавные технологии

О разновариантности будущего писал также академик Н.Козырев после многочисленных опытов по изучению структуры времени: «Таким образом, время вносит в мир свои свойства и освобождает его от жесткого детерминизма... Если нельзя точно предсказывать будущее, то можно его наблюдать, и это, возможно, повлечет за собой изменения в настоящем, которые нарушат это будущее. Надо полагать, поэтому изображение будущего всегда размыто... иначе говоря, судьба существует не с полной безусловностью. В нее можно вносить поправки, как это сделал в знаменитом сказании Вещий Олег, хотя его вмешательство в судьбу и не дало желанного результата».

Возможность гибкого влияния на свою судьбу рассматривает и Т.Марез. Так, он отмечает, что «…все мы живем в постоянно изменяющейся Вселенной, полной бесчисленных возможностей. И хотя тот факт, что никому из нас не дано избежать своей судьбы или выбрать себе другую, не подлежит сомнению, необходимо понимать, что «в Рим ведет сто дорог».

Абсурдно предполагать, будто во Вселенной, постоянно пребывающей в состоянии изменения и взаимного перехода, может существовать жестко предопределенная судьба (или, точнее, фатум). Если бы судьба была действительно неизменной, то все мы без исключения по причине собственной глупости всякий раз опаздывали бы на свой поезд. Напротив, именно благодаря гибкости судьбы, большинству людей так или иначе удается исполнить свое предопределение в достаточной степени, чтобы не сбиться с пути, указанного судьбой».


Разновариантность будущего У.Салливан назвал принципом «статистической вероятности», который, в отличие от принципа предопределенности, предполагает и альтернативные варианты развития событий. Он обнаружил также знания древнейших цивилизаций о циклах и ритмах космоса и природы, которые оказывали свое воздействие на развитие самих цивилизаций.

Кандидат философских наук Ю.Бондаренко отмечает: «Наверное, не стоит отрицать, что древние мудрецы, наблюдавшие веками ритмы природы, оставили нам немало фактов и суждений, дающих пищу для серьезных размышлений». Несомненно, эти ритмы энергий Вселенной оказывали и оказывают свое влияние на жизнь человечества и его историческое развитие, расцвет и крах цивилизаций.

Такую цикличность в событиях жизни человечества, имеющую связь с ритмами космоса и природы, У.Салливан назвал «дырами во времени», т.е. событиями, когда целые системы переходят из одного состояния равновесия в другое (циклическая смена противоположностей). Он же обосновал развитие интуитивной «формы интеллекта», основанной на использовании принципов «Книги Перемен» и других гадательных методик (Таро, Руны, Священный Календарь Майя) в современной прогностической науке – футурологии: «С одной стороны, человеческое восприятие непреодолимой непредсказуемости в мире столь же мало утолялось научным методом, как и астрологическим предсказанием. Никто не может говорить о будущем. С другой стороны, как древние представления о шкале, так и современные представления хаоса интуитивно обнаруживают функционирование такой формы интеллекта, которая посредством своих парадоксальным образом непредсказуемых «системно-мыслительных» способностей предполагает возможность правомерного вмешательства науки. В прошлом такое стремление существовало под многими названиями, в том числе Дхармы и Дао».

Однако, чем глобальней будущее событие, тем меньшее влияние на него может оказать отдельная человеческая воля. Это объясняет тот известный факт, что, например, события будущего человечества или отдельной страны можно предсказать (спрогнозировать) с гораздо большей точностью, чем судьбу отдельного человека, поскольку с повышением иерархического уровня биологических систем их поведение становится более детерминированным.

Иными словами изменить судьбу отдельного человека гораздо легче, чем, например, судьбу народа. Не случайно С.Лайт отмечает: «Что касается явлений мирового масштаба, то случаи, когда какое-либо важное событие, предначертанное Вселенной в отношении той или иной станы, не осуществляется, крайне редки. Но у личности есть определенная доля свободы. Индивид, по сравнению с коллективом людей, обладает большей возможностью избежать неблагоприятных обстоятельств».

Об этом прекрасно знали еще древние мыслители и философы. Так еще Цицерон полагал, что в то время как некоторые события всецело предопределены судьбой, в отношении других событий человек обладает определенной свободой выбора. Птолемей отмечал факт большей предсказуемости событий из жизни народов и государств, по сравнению с судьбой отдельного человека. Из известной нам истории человечества мы также можем узнать множество примеров предопределенности судеб народов и их правителей (чья судьба неразрывно связана с судьбой своего народа), в то время как отдельным людям удавалось кардинально изменять свою судьбу.

Отмечает подобный факт и Г.Локтионова, утверждая, что для каждого отдельного человека отклонения от заданной судьбы могут быть велики, в то время как для группы людей эти отклонения приближаются к наиболее вероятному значению. И чем больше группа людей, тем меньше возможность реализации маловероятного события, а, следовательно, будет осуществлен наиболее вероятный сценарий.

Подобный наиболее вероятный сценарий развития событий американский психотерапевт А.Минделл называет путем наименьшего действия для людей и сообществ. В этом отношении люди подобны элементарным частицам, которые, каждая в отдельности может избирать любую вероятность траектории движения, однако общие характеристики поля, состоящего из частиц, остаются при этом, достаточно стабильны и предсказуемы.

Описывая данный физический процесс в микромире американский физик Р.Фейнман отмечает: "Каждому процессу соответствует своя амплитуда, некоторое комплексное число… причем вероятность этого процесса равна абсолютному значению квадрата этой амплитуды волновой функции". Современные физики знают, что невозможно одновременно вычислить импульс и местонахождение элементарных частиц. Они ведут себя как осознанные объекты, выбирающие траектории своего движения от наиболее вероятных (путь наименьшего действия) к наименее вероятным. Или говоря словами Р.Фейнмана, «природа требует, чтобы каждая частица во Вселенной исследовала каждый и всякий из своих путей».

Подобным же правом свободы воли наделены и люди, определяющие вероятность путей своей судьбы, уровнем осознанности. Не случайно психотерапевты отмечают, что основная часть человеческого существа стремиться к познанию окружающего мира и осознаванию себя.

Таким образом, предопределенность будущего относительна и фактор свободной воли способен вносить в него свои коррективы. Именно этот фактор и определяет возможный веер вероятностей. И именно наиболее вероятную версию будущего (которая вовсе не обязательно реализуется) «прозревают» в своих «видениях» пророки и оракулы, а современные ученые - стараются просчитать, вычислить либо воспринять интуитивно в качестве основы для научного прогнозирования.

michael101063 ©

Tags: Бондаренко, Козырев, Локтионова, Марез, Минделл, Салливан, Фейнман, время
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments