michael101063 (michael101063) wrote,
michael101063
michael101063

Categories:

Е.Блаватская: эзотерическое понятие кармы и древняя мифология.


В  эзотерических  источниках  довольно  часто  упоминается  понятие  "карма",  под  которой  мы  обычно  понимаем  закон  воздаяния  за  собственные  действия,  слова,  мысли,  поступки.   С  началом  периода  большей  доступности  эзотерических  знаний,  это  понятие  стало  все  более  популярным.  Его  часто  упоминают  в  рекламе  магических  и  целительных  салонов,  в  популярных  телепередачах,  в  речах  всевозможных  "гуру"  и  "учителей".

Однако,  мало  кто  знает,  что  на  самом  деле  понятие  кармы  имеет  достаточно  тесную  связь  с  древней  мифологией,  в  которой  она  представлена  под  различными  именами  как  богиня  справедливости.   Но  не  так  все  просто,  как  кажется  на  первый  взгляд.  Вот,  например,  какие  сведения  об  этом  можно  почерпнуть  из  трудов  знаменитой русской  писательницы  и  теософа -  Е.Блаватской:

"Карма  есть  Абсолютный  и  Вечный  Закон  в  Проявленном  Мире;   и  так  как  может  быть  лишь один  Абсолют,  как Одна  вечная,  всегда  сущая  причина,  то  верующие  в  Карму  не  могут  рассматриваться  как  атеисты  или  материалисты  -  еще  меньше  как  фаталисты,  ибо  Карма  едина  с  Непознаваемым,  одним  из  аспектов  которого  она  является  в  его  следствиях  в  феноменальном  мире...

Для  того,  чтобы  сделать  Карму  более  понятной  западному  уму,  более  знакомому  с  греческой,  нежели  с  арийской  философией,  некоторые  из  теософоф  сделали  попытку  перевести  ее  как  Немезида.  Если  бы  Немезида  была  известна  непосвященным древности,  как  она  понималась  посвященными,  то  перевод  этого  термина  не  вызвал  бы  возражений.

Но  при  этом  положении  вещей  Немезида  была  слишком  антропоморфирована  греческой  фантазией,  чтобы  мы  могли  воспользоваться  этим  термином  без  тщательного  объяснения.  У  древних  греков  "от  Гомера   до  Геродота  она  не  была  богиней,  но  скорее  моральным  чувством",  говорит  Дешарм;  препятствием  к  злу  и  аморальности.  Тот,  кто  преступал  его,  совершал  святотатство  в  глазах  Богов  и  подвергался  преследованию  Немезиды.

Но  с  течением  времени  "это  чувство"  стало  обожествляться,  и  олицетворение  его   сделалось  вечно-роковой  и  карающей  Богиней.   Потому,  если  бы  мы  пожелали  связать  Карму  с  Немезидой,  мы  должны  сделать  это  в  ее  троичном  аспекте,  как  Немезида,  Адрастея  и  Темис.

Ибо,  тогда  как  последняя  является    Богинею  Всемирного Порядка  и  Гармонии ,  которая,  подобно  Немезиде,  имеет  миссию  прекращать  каждую  крайность  и  держать  человека  в  границах  Природы  и  праведности,  под  угрозою  строгой  кары,  Адрастея,  "неизбежная"  представляет  Немезиду,  как  непреложное  следствие  причин,  порожденных  самим  человеком.  Немезида,  как  дочь Дике,  является  беспристрастной,  справедливой  Богиней,  сохраняющей  свой  гнев  для  тех,  кто  обезумел  от  гордости,  эгоизма  и  нечестивости...

Короче  говоря,  тогда  как  Немезида  есть  мифологическая,  экзотерическая  Богиня  или  Мощь,  олицетворенная  и антропоморфированная  в  своих  разнообразных  аспектах,  Карма  является  высоко-философской  истиной,  божественным  и  наиболее  благородным  выражением  примитивной  интуиции  человека  в  отношении  Божества.

Это  есть  доктрина,  объясняющее  происхождение  зла  и  облагораживающая  наши  представления  относительно  того,  какой  именно  должна  была  бы  быть  непреложная  божественная  Справедливость,  вместо того,  чтобы  деградировать  в  неизвестное  и  непознаваемое  Божество,  делая  из  него  своевольного  жестокого  тирана,  которого  мы  называем  "Провидением"".


Таким  образом  "карма"  -  это   выражение  божественного  принципа  Справедливости,  интерпретированное  интуитивным  чувством  человека  в  эзотерическую  доктрину  или  же  в  образ  экзотерической  Богини  Возмездия.

Существуют  также  не  только  понятия  "личной  кармы",  но  и  такие  как  "карма  рода",  "карма  народов  и  государств"  и  "карма  человечества".   При  этом  любая  карма  не  является  эдакой  неизменной  "карой  за  проступки",  поскольку  поддается  изменению  и  корректировке.    Легче  всего  вносить  коррективы  в  свою  собственную  "личную  карму"  и  лучше  всего,  когда  эти  коррективы  являются  позитивными.   Однако,  любая  коллективная  карма с  увеличением  своего  "масштаба"  поддается  корректировке  гораздо  сложнее.

И  все  же  следует  помнить,  что  привнося  позитивное  воздействие  на  окружающую  реальность  мы  при  этом  улучшаем  не  только  свою  личную  карму,  но  также  карму  рода,  народа,  нации  и  всего  человечества.   Усилия  единичного  человека  способны  значительно  изменять  его  личную  карму,  а  следовательно  и  судьбу,  менее значительно  -  карму всего рода.  Воздействие  же  на  карму  народа  и  всего  человечества  будет  уже  более незначительным  и  зависеть  от  уровня  развития  сознания,  однако  оно в  любом  случае не  пройдет  бесследно,  собирая  итоговый  результат  в  нашу коллективную  "копилку".

michael101063 ©
Tags: Блаватская, карма, эзотерика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments