michael101063 (michael101063) wrote,
michael101063
michael101063

Categories:

В Серкин о специфике образа жизни шамана.


Образ жизни шаманов  достаточно сильно отличается от образа  жизни обычного человека.  Об этом написано  достаточно много литературы  как "кабинетными"  учеными, так и теми,  кто лично изучал  шаманов и шаманские практики  в  полевых  условиях.    Миру  хорошо известны  такие известные авторы,  описывающие жизнь шаманов,   как  К.Кастанеда,  М.Элиаде,  М.Харнер.   Но и у  нас в России  есть ученый,  который  тоже  исследовал  образ  жизни шаманов  отнюдь не понаслышке.  Это профессор МГУ,  доктор психологических  наук  В.Серкин,  который  многие  годы посвятил изучению  особенностей  жизни и мировоззрения  шаманов  Магаданской  области.  В  своей  работе  "Специфика образа мира  и образа жизни шамана"  он пишет:

"Многие явления шаманской  практики  -  наблюдаемые,  зафиксированные  на кинопленку  и электронные  носители  и  описанные  большим количеством авторитетных  ученых  -  до  сих  пор остаются  необъясненными  с  позиции  классической  науки.   В  частности  общепсихологические проблемы  биологического  и  социального,  врожденного   и приобретенного характера.  Психофизическая и психофизиологическая проблемы  при изучении шаманизма  приобретают  новые  особенные  аспекты:  внеисторического  (присущего изначально всем народам  -  например,  измененные состояния сознания,  сны,  представления о путешествиях  в  верхние и нижние миры)  и  исторического;  натурального  и  культурного  (взаимовлияние культур,  влияние религиозных  представлений и др.).

Мирче Элиаде считает,  что  именно наличие  вне исторических  (аналогичных,  сходных  независимо от истории  и культуры  и  уровня  развития)  знаний   и  возможность их  получения в измененных  состояниях  сознания  позволяет  нам размышлять об  истинном  положении человека в космосе.

Новейшие данные  современной  (неклассической)  физики,  биологии,  физиологии  и  других  "естественных"  наук  заставляют  исследователей  с удивлением "увидеть",  что  получаемые  ими факты  и  предполагаемые  объяснительные  модели  подробно,  иногда  даже  полнее  научных  объяснений,  изложены в мифах,  религиозных  или  эзотерических  текстах  и  даже  использованы  уже  в рецептах  и ритуалах  шаманов  многих  народов  мира.

Кроме того  сегодня  мы  видим в  различных  религиозных  и  эзотерических  текстах  более  сложные  модели,  чем те,  что используются  в  современных  научных  конференциях  (например,  брамфатура  в  "Розе мира" Д.Андреева,  взаимопроникающие  оболочки  тела человека в йоге  и др.),  а  сравнение "старых"  эзотерических  моделей  с  "новейшими"  научными  уже  не  позволяет  честному  исследователю отнестись  к  еще  более  сложным моделям  пренебрежительно.   Это заставляет  нас гораздо более  внимательно,  критично,  но без  предупреждения  и  чувства превосходства  отнестись  к  изучению  профессиональной  деятельности шаманов  и  постараться  ответить  на хотя  бы  следующие вопросы:

1. Откуда в разных  регионах  планеты  у  многих  не  знающих  друг  друга  шаманов  появились очень  сходные, эффективные,  только объясняемые  или  еще  недоступные  научному  объяснению  вполне прикладные знания и умения?

2.  Как,  с помощью какого образа мира  и  образа  жизни,  какого мировоззрения и какой  философии,  с  помощью  какой  практики и какого обучения  шаманы  приобрели  эти знания  и умения  до  уровня  вполне  уверенного,  компетентного  знания  и  прикладного использования?


Шаманизм  -  наиболее  древняя форма религиозности.  Он  появился в  ту  эпоху,  когда  необъяснимые  проявления  сил  природы  персонифицировались  как антропоморфные  проявления Духов  различных  стихий,  предметов,  людей  (предков),  животных.  Невозможно  было выжить одному,  просто не хватало  физически времени  выполнять все  необходимые  для  выживания  работы.    Невозможно было выжить и без  поддержки  сил  природы  (Духов).   Заручиться  поддержкой  и покровительством  таких  сил  можно было лишь  в  том  случае,  если человек не нарушал  гармонию  сложившихся  природных  отношений,  дружил  с  соответствующими духами,  Стихиалиями,  животными  и  другими сущностями.  Таким образом,  наличие невидимого,  но реально влияющего  на  жизнь  мира  Духов    и  проявлений  различных  природных  сил  было для  человека  очевидным и неоспоримым.

В  таком мире  каждый  человек придерживался  определенных  ритуалов  (бытовой шаманизм)  и  правил  взаимодействия  с  другими мирами  (мир Духов,  мир предков  и пр.).   В  случае  если  обыденные  отношения с тонким миром  нарушались  (болезнь,  смерть,  несчастный  случай,  череда  непонятных,  но  значимых  явлений,  нарушения  табу,  полоса неудач  и пр.),  человек  обращался  за  помощью  к  специалисту,  посреднику общения  с  тонким миром  -  шаману.  Шаманом  не мог быть человек,  просто вообразивший  наличие  у  себя  определенных  способностей.  Даже  весьма  скептично  настроенные  по  отношению  к  шаманизму  этнографы  советского периода  называли шаманов  "избранниками Духов".

Варианты  такого  "избранничества"  могут предопределяться  наследственностью,  династийностью,  родовой  передачей  (варианты  посвящения),  родственными связями  или  необычными знаковыми событиями  (удар молнией,  деревом,  появление неизвестного,  редкого или  магического животного,  взаимодействие с животным и пр.).  Обычно  избрание  сопровождается  весьма тяжелой  шаманской  болезнью,  включающей в себя  переживания смерти,  замены  тела  и возрождение.    Во  время  шаманской  болезни  человек переживает  наряду  с физическим  психологический  кризис,  часто сопровождаемый  измененными состояниями сознания.

Настоящим шаманом  считается  лишь человек,  неоднократно доказавший  на деле  своим весьма  практичным соплеменникам  умение  получить  позитивный  реальный  результат  в  трудных  и разнообразных  ситуациях  (чаще всего  -  исцеление,  поиск,  прогнозирование,  ритуалы;  иногда - функции современной  системы образования  -  культурная,  профессиональная  и социальная).


Обучение деятельности шамана,  кроме  традиционных  форм передачи опыта,  часто является  партиципативным  или  происходит путем непосредственной  "передачи"  знаний  и умений  от Духов,  животных,  деревьев  и  других  сущностей.   В  последнем случае довольно часто  знание о том,  что делать в  данном конкретном  случае  (болезнь,  несчастье,  нарушение табу  и пр.)  шаман  получает,  находясь  в  измененном  состоянии сознания  (транс,  медитация,  сон  и др.)."

Таким образом,  именно измененные  состояния  сознания  и методы  их  достижения являются  основанием  как самого шаманизма,  так   и всех  шаманских  практик и ритуалов.   А настоящим шаманов является тот,  кто не только способен  достигать измененных состояний  сознания,  но и с их  помощью  получать нужную информацию  и входить в контакт с  различными  объектами нашей  Вселенной.


michael101063 ©

Tags: измененные состояния сознания, параллельные миры, психология, шаманизм, шаманы, эзотерика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments