Отношение к предчувствиям со стороны разных людей совершенно различны и зависят от особенностей воспитания, образования, личного опыта, основанного на развитой интуиции и позволяющего вовремя расшифровывать "знаки" предстоящих событий. Именно для правильного растолкования этого языка Вселенной и необходима развитая интуиция. Без нее, человек не способен эти "знаки мира" ни замечать, ни анализировать их связь с происходящими событиями в будущем.
Зачастую таким "знаком", посылаемым нам от нашего подсознания, являются смутные предчувствия, которые только после постоянного их анализа и использования будут становится все более ясными на основе нарабатываемого практического опыта. Удивительно, но именно практики и духовно развитые люди легче всего воспринимают опыт предчувствий. А вот люди, слепо верящие в научные или религиозные догмы, относятся к ним крайне негативно, даже если убеждаются в том, что зачастую неблагоприятным событиям предшествуют негативные предчувствия.
И если первые считают, что предчувствия якобы противоречат научной картине мира, то вторые - относят их проявление на счет "козней дьявола". Эту особенность подмечает Джин ван Бронкхорст в своей книге "Предчувствия в повседневной жизни", которая разделила отношение к предчувствиям на три основные группы: научную, религиозную и повседневную. Вот, что она пишет:
"Наука и религия дают разные ответы на жизненно важные вопросы, так как изначально ставят перед собой разные задачи и используют разные методы для их решения. Предметом изучения науки является материальный мир. Наука задается вопросами о строении Вселенной, пытается найти ответ, как давно та существует. Те, чье мировоззрение основывается на подобном подходе, уверены: ответы на главные вопросы жизни можно найти в нашей мудрой Вселенной. Личности с таким мировоззрением склонны думать о смысле жизни, оперируя такими понятиями, как случайность, теория эволюции и прочее. Свое предназначение они видят в продолжении человеческого рода.
Наука по-разному трактует предчувствия; согласно одному из распространенных научных толкований, такого явления вообще не существует. Люди, разделяющие эту точку зрения, признают, что предчувствия напрямую бросают вызов всему, что они привыкли принимать за истину...
В широком смысле мировоззрение, основанное на научных фактах, поощряет активную заинтересованность в процессах и событиях, происходящих во Вселенной. Исследователи изучают сознание и случаи экстрасенсорного восприятия реальности, и с помощью полученной информации расширяют свой кругозор, а не игнорируют факты, противоречащие их прежним знаниям об этой сфере. Люди с таким мировоззрением могут скептически относиться к предчувствиям, однако они склонны доверять своему непосредственному опыту, даже если пока не умеют его объяснить...
Люди с религиозным мировоззрением ищут ответы на другие вопросы: например, для чего была создана Вселенная, кто ее сотворил, куда мы движемся в конечном итоге? Такие люди считают, что наше существование в физическом теле - это воплощение Божьего замысла, что мы должны вдохновляться мыслями о жизни после смерти.
Люди с духовным мировоззрением не озабочены поиском доказательств подлинности предчувствий: они прекрасно осознают, что научные доводы не помогут им принять или объяснить их необычный опыт. В некоторых религиозных традициях уже само стремление найти доказательство каких-то явлений рассматривается как отсутствие веры.
В большинстве консервативных религиозных учений понятие предчувствий может бросить вызов святым писаниям. Из-за этого многие религиозные лидеры отнесли предчувствия и остальные формы экстрасенсорного восприятия к нечистым мистическим силам, которые стремятся подчинить нас лукавому. Эти оценки предчувствий являются последствием ранних христианских войн, когда любого, кто осмеливался усомниться в религиозных доктринах, рассматривали как еретика...
Духовное мировоззрение в широком толковании выходит за рамки определенной религиозной доктрины. Благодаря духовному мироощущению многие люди пришли к пониманию предчувствий как значимой части их жизни...
Третья модель мировоззрения менее распространенная, но может влиять на разные аспекты жизни также существенно, как научная и духовная. Я называю ее мироощущением повседневной жизни; она формируется в результате ежедневного опыта под влиянием окружения и семейный традиций. Наука пополняет свою копилку новыми фактами, полученных в результате экспериментов и исследований, религия проявляет себя через духовные доктрины, а мудрость повседневной жизни передается из поколения в поколение. Мировоззрение каждодневной жизни строится на семейных традициях, культурных учениях и, конечно же, на здравом смысле.
Те люди, которые руководствуются мироощущением повседневной реальности, учатся на собственном опыте, а также у членов семьи, учителей и друзей. При этом, личности, опирающиеся на семейные традиции, могут обладать научными знаниями или принадлежать к какой-нибудь религиозной общине. Эти люди полагают, что предчувствия просто обогащают их семейные традиции, и они используют привычки и убеждения предыдущих поколений в качестве основы своей жизни...
В своей жизни я часто руководствовалась всеми тремя видами мировоззрения (полагаю, как и большинство людей). Наши религиозные убеждения могут определить цель и направление научных открытий. Семейные традиции способны смягчить или, наоборот, ужесточить доктрины религиозных общин. Наука может закрепить уроки, которые мы освоили, формируя наше мироощущение...
Эти разные мировоззрения имеют одинаковое право на существование. Мы можем придерживаться одного из них, а можем смешивать, используя и научный подход, и религиозные принципы, и свои семейные традиции. Это все равно, что иметь три разные пары очков, которые дают нам возможность рассмотреть один и тот же опыт с разных точек зрения...
Как узнать, какая из многочисленных трактовок предчувствий подходит именно вам? Вернон Неппе, невролог и психиатр, который занимался изучением ощущения дежавю, придерживается практического подхода ко всем случая экстрасенсорного восприятия реальности. Он не рассматривает вопрос о том, чем предчувствия могут быть нам полезны, однако считает, что их вполне можно отнести к обычным явлениям нашей жизни при условии, что они не представляют никакой опасности для нашего психического здоровья...
Хотя разумное толкование предчувствий не способно полностью разрушить укоренившиеся стереотипы, но оно помогает перебороть многие страхи, которые культивируются в социуме. Если у вас имеется собственное объяснение своего необычного опыта, которое вселяет в вас уверенность, вам не потребуется искать другое толкование предчувствий в массовой культуре. Более того, готовность извлечь максимум пользы из своего непосредственного опыта путем поиска его предназначения предоставит вам возможность больше контролировать появление предчувствий, включая те, которые пугают вас. Вам не нужно бессознательно подчиняться воле высшей силы, вы можете просто сотрудничать с ней. Помните: предчувствия сами по себе так же безвредны, как и вещи сны.
Я сама являюсь сторонницей подобного подхода. Убедительное толкование предчувствий придает мне чувство уверенности, не заставляя сомневаться в своей разумности. Подходящее толкование моего необычного опыта помогает мне сохранить связь с теми, кого я люблю, а не принуждает разрывать отношения с друзьями и членами семьи. Благодаря разумному объяснению предчувствий мне удается сохранить здравый смысл, независимость, жизненные ценности и мировоззрение, а также принимать решения, полагаясь на предупредительные знаки предчувствий. Правильное толкование этого опыта дает мне душевный покой, даже если я осознаю, что не могу изменить неминуемых событий".
И все же, Джин ван Бронкхорст, не указывает на главную особенность мировоззрения человека, позволяющую воспринимать предчувствия как обыденное событие нашей жизни, подтверждаемое практическим опытом. Все люди по особенностям своей психики делятся на фанатичных догматиков, слепо верящих в догмы и авторитеты, и на новаторов-практиков, способных эти авторитеты и догмы подтверждать или опровергать практическим опытом.
И если первые просто не способны самостоятельно выходить за рамки существующих догм и стереотипов вне зависимости от того, научные это догмы или религиозные. То вторые - слепой вере в чью-то голословную болтовню предпочитают практический опыт и практику. И, естественно, что при наличии собственного опыта предчувствий, они будут полагаться на него. а не на чьи-то голословные утверждения, пытающиеся убедить их в невозможности существования такого опыта.
Ну и конечно, что касается самих предчувствий, то количество и качество их проявлений целиком зависят от наличия у человека интуиции. Именно интуиция лежит в основе способности предчувствовать, предсказывать или предвидеть будущие события. А без наличия этого дара у человека, его возможности в этой сфере будут практически нулевыми. Естественно, что такие люди, да еще и при наличии фанатичной веры в научные или религиозные догмы, никогда не смогут выйти за рамки, органичивающих их мировоззрение программ и установок.
michael101063 ©